Так, традиционное (аграрное)общества можно охарактеризовать следующим образом: преимущественный вид производства – сельское хозяйство. Характерна ограниченная социальная мобильность и сильный социальный контроль. Правила существования определяются традициями. Товарные отношения при это либо вообще отсутствуют, либо ориентируются на удовлетворение потребностей немногочисленного слоя населения. Считается, что любое общество от первобытной общины до промышленного переворота конца XVIII века можно назвать традиционным. Характеризуется применением ручного труда и простых машин. В традиционном обществе, в силу его «закрытости», перемены происходили медленно.
Примеры современных стран традиционного (аграрного) типа (на основе анализа составляющих ВВП):большинство стран Северной Африки (Алжир), страны северо-восточной Африки (Эфиопия, где с/х 54% ВВП), страны юго-восточной Азии (Вьетнам, где 79% населения – сельское).
В России индустриализация началась лишь в середине XIX века. Одна это не помешало нашей стране к концу XIX века быть одной из самых больших и сильных государств, иметь статус великой европейской державы.
Для индустриальногообщества характерно то, что наибольший вклад в экономику вносят добыча и переработка природных ископаемых, а также промышленность. Обычно около 80% населения занято в промышленности. К переходу от традиционного общества к индустриальному ведёт промышленный переворот.
Важно понимать, что такое промышленный переворот. Это процесс социально-экономического перехода от аграрного типа к индустриальному с преобладанием промышленного производства.
Вместе с развитием промышленности происходит бурное развитие науки, техники, средств коммуникации, повышение уровня жизни людей. Первой страной, где произошла промышленная революция, была Великобритания.
Изменения, происходящие в обществе, касаются всех сфер жизни. Так, семьи распадаются, поколения начинают жить в разных местах, растут города, а люди активно туда переселяются (урбанизация – процесс роста городов и повышения их роли в жизни общества, связанный с активным переселением населения в города).
По мнению французского учёного Раймонда Арона, индустриальное общество – результат влияния автоматизации производства, появления крупных производств и повышения производительности труда[1].
Американский социолог Уильям Ростоу считает, что большое влияние на этот процесс оказали и социокультурные факторы (рост научного знания, порывы и устремления людей).
Для общества рассматриваемого типа характерны динамичные изменения, рост социальной мобильности. Меняется и структура общества, сословия заменяются социальными группами. Расширяются права и свободы граждан.
Постиндустриальноеобщество определяется следующими чертами: концепции такого типа общества появились в 1960х годах. Ведущая роль в обществе отводится знаниям, информации, компьютерам. Расширяется сфера услуг, приобретает значение получение качественного образования, начинает формироваться информационное обществе. В таком обществе научные разработки – главная движущая сила экономики. Товаропроизводящая экономики переходит к обслуживающую.
Важно понимать, что к сфере услуг относится не только торговля бытовая сфера, но также и государство, армия, транспорт, здравоохранение, образование, наука, культура, производства и продажа интеллектуальной собственности (программное обеспечение).
Происходит автоматизация производства, уменьшается значение участия человека в производстве.
Многократно возрастают темпы экономического развития.
П. Дракер: «Сегодня знание уже применяется к сфере самого знания, и это можно назвать революцией в сфере управления. Знания быстро превращаются в определяющий фактор производства, отодвигая на задний план и капитал, и рабочую силу».
Постиндустриальное общество также связывают с эпохой постмодернизма (постмодерн – состояние современной культуры, включающее в себя своеобразную философскую позицию).
Меняется общественное сознание: отказ от универсальности и единства мира.
В качестве основных признаков также называют усиление плюрализма, многовариантности и многообразия форм общественного развития, изменений в системе ценностей, мотивов и стимулов людей.
Специально для Вас мы подготовили таблицу, которая поможет понять, как рассмотренные виды обществ отличаются друг от друга:
Таблица: Деление общества на виды
Линия сравнения | Традиционное (аграрное, доиндустриальное общество) | Индустриальное общество | Постиндустриальное общество |
Фактор производства | Земля | Капитал | Знания |
Основной продукт производства | Пища | Промышленные изделия | Услуги |
Характерные черты производства | Ручной труд | Широкое применение механизмов, технологий | Автоматизация, компьютеризация производства |
Характер труда | Индивидуальный труд | Обычная деятельность в коллективе | Повышение творческого начала в труде |
Занятость населения | С/х – около 75% населения | Промышленность – около 85% | Услуги – 66%, промышленность – 33% |
Социальная структура | Община Классы Включенность всех в коллектив Замкнутость социальных структур Низкая социальная мобильность | Классовое деление, упрощение социальной структуры, подвижность и открытость социальных структур | Сохранение социального разделения, рост численности среднего класса, деление на основе уровня знания и профессии |
Продолжительность жизни | 40-50 | Свыше 70 | Свыше 70 |
Воздействие человека на природу | Локальное, неконтролируемое | Глобальное, неконтролируемое | Глобальное, контролируемое |
Взаимодействие с другими странами | Несущественное | Тесная взаимосвязь, но не везде. Пример закрытости: «Железный занавес» (понятие, обозначающее информационный, политический и пограничный барьер, возведённый в 1919—1920 годах и на протяжении нескольких десятилетий отделявший СССР и другие социалистические страны от капиталистических стран Запада). | Открытость |
Политическая жизнь | Большинство стран монархии, отсутствуют политические свободы, власть выше закона | Появление политических свобод, равенства перед законом, от власти начинают требовать подчинение закону | Политический плюрализм, сильное гражданское общества, демократия |
Духовная жизнь | Традиционные религиозные ценности, однородный характер культуры, малое количество образованных людей | Новые ценности личного успеха, вера в науку, массовая культура, развитие образования | Особая роль у науки и образования, появление и распространение субкультур |
Важным источником и процессом социальных конфликтов в обществах выступает социальная модернизация. Модернизация (от фр. moderne — современный, новейший) в нашем случае — это процесс обновления отсталых общественных систем, формаций, цивилизаций в духе требований современности. Примером модернизации может служить переход от аграрного к индустриальному обществу.
Существуют несколько определений модернизации. Группа западных социологов (Мур, Айзенштадт и др.) рассматривают модернизацию как процесс формирования двух типовсоциальных систем (западноевропейской и североамериканской). Уточняя эту точку зрения, Нейл Смелзерс перечисляет шесть областей общественной жизни, которые входят в совершенствующиеся социальные системы: экономика, политика, образование, религия, стратификация, семья. Здесь модернизация понимается в широком смысле слова — как эволюционное изменение общества.
В свете такого понимания социальная модернизация затрагивает общественные системы, формации, цивилизации. Она может происходить как в результатесобственного ответа на внутренние противоречия, так и в результатезаимствования уже открытых другими народами ответов в форме социальных институтов. В первом случае ее называют
Для понимания модернизации общественных систем, формаций и цивилизаций важно определитьсовременное. Если речь идет о самомодернизации, то имеют в виду критерии общественного прогресса: технологический уровень; уровень, качество и справедливость жизни людей; эффективность труда; разнообразие и массовость товаров; эффективность политической системы; господствующие смыслы жизни и т. д. В случае догоняющей модернизации за образец современности обычно берут западное общество.
Формационная модернизация — процесс замены прежней общественной деформации новой в результате совершенствования образующих ее общественных подсистем и отношений между ними. Она представляет собой глубокий и всесторонний конфликт между старым и новым, традиционным и современным. Общественно-формационная модернизация может происходить в форме социальной эволюции, революции, депривации.
Цивилизационная модернизация включает в себя появление цивилизационного лидера, нового проекта, цивилизационного института, отвечающего, с одной стороны, внешним вызовам, а с другой стороны — характеру, ментальности, образу жизни народа. Она тоже представляет собой конфликт между старой и новой цивилизацией. Очередную цивилизационную модернизацию ныне проходит постсоветская Россия.
Способность к перманентнойсамомодернизации — признак экономического или смешанного общества. Политические страны занимаютсядогоняющей модернизацией, заимствуя у Запада новую технику и социальные институты. В истории России можно выделить четыре модернизации: петровская, отмена крепостного права, советская, постсоветская. Советский период модернизации был догоняющим в отношении индустриализации и инверсионным в отношении общественной формации.
В России модернизация: 1) инициируется сверху абсолютистской (царская Россия), тоталитарной (СССР), либеральной (постсоветская Россия) государственной властью; 2) является частичной, т. е. не затрагивает тип общественного строя; 3) совмещена с милитаризацией страны, развитием военной промышленности, армии и флота, образования и науки, падением уровня жизни населения.
На первом этапе движущей силой модернизации политического общества (в частности, России) выступает новаяполитическая элита, предлагающая народу новый формационный и циви- лизационный проект. Затем создается новое мощное централизованное государство как главный инструмент модернизации. На втором этапе происходит быстрая модернизация государственной экономики, перераспределение ВВП для возрождения военного могущества; поддерживается уравнительный, аскетический, медленно улучшающийся образ жизни трудящихся; осуществляется «лакировка» нового образа жизни и борьба с его «врагами». На третьем этапе происходит упадок политической формации, правящей элиты, военного могущества, уровня жизни населения, растет недовольство трудящихся, говорящих «так больше жить нельзя», но не знающих, как жить дальше. И, наконец, происходит распад прежнего общественного строя, чтобы возродить его на новой элитной и идеологической основе.
Полноценному формационному ответу России на вызовы модернизации Запада всегда мешал ее изоляционизм. В условиях глобализации это сделать уже не удается, «…в наш век, — пишет Тойнби, — главным в сознании общества является осмысление себя как части более широкого универсума, тогда как особенностью общественного сознания прошлого века было притязание считать себя, свое общество замкнутым универсумом». В условиях глобализации Россия либо осовременится, либо деградирует — перейдет в альянс стран Юга.
Аграрное общество (признаки и разрушение)
В отличие от современных людей, человек древности и средневековья был значительно ближе к земле-кормилице, к традициям и обычаям своих предков. Поэтому и тот тип цивилизации, что существовал до Нового времени, принято называть аграрным обществом (от латинского слова «агер» — «земля»), или традиционным обществом.
Признаки аграрного общества
Хозяйство
Чистоту воздуха и рек не отравлял дым заводских труб и выхлопы машин. Над бескрайними деревенскими полями очень редко можно было заметить крепостные башни небольших городов. Почти все семьи сами создавали для себя продукты, одежду, обувь и необходимые предметы, а не покупали это в магазинах.
Общество
Рожденный простым крестьянином должен был жить в деревне, пахать землю, платить налоги, носить скромное платье. Рожденный знатным человеком был освобожден от налогов, мог занять должность, одеваться в дорогие наряды. Жену или мужа для детей выбирали родители. Ослушников пороли розгами.
Политика
В большинстве государств люди считали правителя наместником Бога на Земле. При его появлении низко кланялись или даже падали на колени. Как правило, любые действия правителя и его чиновников покорно принимались людьми, а часто и не были известны большинству жителей.
Культура
Рукописные книги были дороги и недоступны большинству людей, а книгопечатание не было изобретено. Многие доживали до старости, так и не научившись читать и писать, так и не узнав, какие города и страны есть на свете. Однако это совершенно не смущало большинство людей, которых не интересовало, что творится за их деревенской оградой.
Разрушение аграрного общества
В Новое время человеческая цивилизация начала меняться и приобретать современный вид. Черты старого аграрного общества разрушались, и на их месте вырастали черты нового общества. Разрушение аграрного общества стало основным содержанием всей эпохи Нового времени.
Разрушение аграрного общества |
Преуспевающие бюргеры на рынке. Худ. П. Эрстен |
Черты аграрного общества |
Признаки разрушения аграрного общества |
Основой хозяйства является земледелие |
Появление и рост машинной промышленности |
Подавляющее большинство людей живет в селах, ведет натуральное хозяйство |
Рост городов, смена натурального хозяйства рыночным |
Общество состоит из отдельных сословий и общин, права и обязанности человека зависят от происхождения Материал с сайта http://doklad-referat.ru |
Разрушение сословных перегородок и борьба за равноправие граждан |
На управление государством, как правило, может влиять только землевладельческая знать |
Снижение влияния землевладельческой знати, появление в результате революций или реформ демократических выборов и парламентов |
Культура, мировоззрение и общественная жизнь большинства людей подчинены религии, традициям и обычаям предков |
Снижение влияния религии и церкви |
В обществе мало грамотных людей |
Распространение грамотности и образования |
Признаки разрушения аграрного общества в индии
Выписать признаки разрушения аграрного общества в германии
Аграрное общество признаки
Аграрное общество реферат
Черты аграрного общества и признаки его разрушения
Что такое аграрное общество и каковы признаки его разрушения?
Общество существовало с давних времен. В широком смысле это понятие включает в себя взаимодействие людей с природой и между собой, а также способы их объединения.
В более узком определении общество представляется совокупностью людей, которые наделены собственным сознанием и волей и которые проявляют себя в свете определенных интересов, настроений и мотивов.
Общество и его признаки
Каждое общество может характеризоваться следующими признаками: название, устойчивые и целостные формы взаимодействия людей, наличие истории создания и развития, наличие собственной культуры, самодостаточность и саморегуляция.
Типы общества
Исторически все многообразие обществ можно разделить на три типа: традиционное, или аграрное, индустриальное, постиндустриальное. Каждый из них обладает определенными особенностями и характеристиками, которые однозначно отделяют одну форму общественных отношений от другой.
Тем не менее типы общества хоть и различаются между собой, но выполняют одинаковые функции, такие как производство благ, распределение результатов трудовой деятельности, формирование специфической идеалогии, соцализация человека и многое другое.
Характеристика традиционного общества
Данный тип включает в себя совокупность общественных идей и укладов, которые могут находиться на различных ступенях развития, однако не обладать достаточным уровнем индустриального комплекса.
Основное взаимодействие осуществляется между природой и человеком, при этом важная роль отводится выживанию каждого индивида. К данной категории относят аграрное, феодальное, племенное общество и другие. Для каждого из них характерны низкие темпы производства и развития.
Тем не менее подобные типы общества обладают характерной особенностью: наличие устоявшейся социальной солидарности.
Характеристика индустриального общества
Оно имеет сложную и в достаточной мере развитую структуру, обладает высокой степенью специализации и разделения трудовой активности, а также отличается повсеместным внедрением новшеств.
Индустриальные типы общества образуются при наличии активных процессов урбанизации, роста автоматизации производства, массового производства всевозможных товаров, широкого применения научных открытий и достижений.
Основное взаимодействие происходит между человеком и природой, в котором присутствует порабощение окружающего мира людьми.
Характеристика постиндустриального общества
Подобный тип человеческих взаимоотношений обладает следующими особенностями: создание высокоинтеллектуальных технологий, переход к экономике услуг, контроль над различными механизмами, возвышение высокообразованных специалистов и господство теоретического познания.
Основное взаимодействие происходит между человеком и человеком.
Природа выступает как жертва антропогенного влияния, следовательно, разрабатываются программы по минимизации отходов производства и загрязнения окружающей среды, а также по созданию высокоэффективных технологий, которые могут обеспечить безотходное производство.
Источник: https://www.syl.ru/article/90750/tipyi-obschestva-i-ih-harakteristika
Типология обществ
Типология обществ рассматривается с разных позиций. Научные подходы позволяют выделить основные признаки типов государственного устройства. 10 класс профильного курса обществоведческих дисциплин представляют кратко, но понятно общие характеристики и уровни развития стран.
Общество, по мнению исследователей, проходит 3 ступени (уровня, этапа). Их можно выстроить последовательно следующим образом:
- аграрное, до индустриальное или традиционное;
- индустриальное или капиталистическое;
- постиндустриальное или информационное.
Два первых типа развивались медленно. Их исторический период длился в зависимости от культурных традиций стран. Несмотря на различие и индивидуальные особенности развития стран, во всех государствах данные типы имели схожие характеристики.
Ученые не прекратили изучать развитие государств, они выявляют, какие черты следует выводить на уровень обязательных, какие могут присутствовать полностью или частично. Эволюция может продвигаться медленно, задерживая государство на одной ступени развития на многие века.
В других условиях все ускоряется. Что имеет значение в определении типа:
- человек и его отношение к природе, естественным ресурсам планеты;
- межличностные отношения, социальные связи;
- ценности духовной жизни людей (человека и общества).
Тема учебного курса помогает представить, как проходит история планеты, страны, отдельного человека. Все три типа взаимосвязаны, назвать точную дату перехода из одного состояния в другое невозможно, эволюция проходит по территориям, удаленные области подтягиваются за центром или наоборот.
Традиционное до индустриальное | Индустриальное общество | Постиндустриальное общество | |
Производственная сфера | Преобладающей производственной сферой является сельскохозяйственный труд, основанный на ручных технологиях. Понятно, что орудия производства есть, но они просты по устройству. | Преобладает промышленная сфера деятельности. Для нее характерно активное использование машин и конвейерных технологий. | Сферой производства являются услуги для населения. Производство отличается развитием компьютерных технологий. Начинается эра роботов. |
Население | Большей частью населения являются сельские жители. Уровень жизни их невысок: дома на дровяном топливе. Человек занят физическим трудом, требующим крепкого здоровья. Живет человек за счет ухода за домашними животными. Основные продукты питания производит самостоятельно. В обществе придерживаются обычаев и традиций, построенных на опыте предков. | Большая часть населения живет в городской местности. Источники энергии – использование природных ресурсов: нефть, уголь или газ. | Население концентрируется вокруг городов. Для добычи энергии выбираются альтернативные источники: опасные, но менее затратные, например, атом. |
Главные ценности | Главной ценностью являются земельные площади. | Главной ценностью является капитал. | Ценностью человека и общества являются знания и своевременность получения информации. |
Политическое устройство | Общество представляет собой по политическому устройству монархию с бесправными жителями. Человеку сложно подняться, перейти из одного сословия в другое. У правителя особое право и неприкосновенный авторитет. | Устройство общества – республика, гарантирующая соблюдение прав любого человека, но права не одинаковые для всех стран, а различные. Общественные законы регулируются правовыми нормативными актами. | По политическому устройству – правовое государство. Общественную жизнь регулируют законы и правовые нормы. |
Традиционное общество встречается и сегодня. Это государства Азии и Африки. Часть признаков цивилизации дошли до стран, но полностью не укоренились в обществе.
Для индустриального типа общества характерны: расцвет крупных городов, концентрация в одних руках финансовых средств и четкое разделение форм собственности.
Постиндустриальное общество охвачено технической модернизацией во всех сферах жизни человека. Постиндустриальное общество часто называют техногенной цивилизацией.
Таблица «Типология общества» помогает представить, как развиваются разные страны. От чего зависит скорость перехода из одного типа общества в другое, можно ли перескочить на следующую ступень без остановки на предыдущей. В каких ситуациях страна останавливается в развитии.
Источник: https://obrazovaka.ru/obschestvoznanie/tipologiya-obschestv-tablica.html
3 типа общества: характеристики и их признаки
Наиболее распространенной в науках об обществе сегодня является точка зрения, согласно которой все человеческие сообщества можно отнести к трем основным типам.
Типы общества:
- Традиционное общество
- Индустриальное общество
- Постиндустриальное общество
1. Традиционное общество
Традиционное общество – тип общества с аграрным укладом. Основывается на натуральное хозяйство, монархической системе управления и преобладании религиозных ценностей и мировоззрения.
Характерные черты традиционного (аграрного, доиндустриального) общества:
- Ручной труд и примитивные технологии.
- Преобладание сельского хозяйства.
- Сословный строй.
- Низкая социальная мобильность.
- Преобладание ценностей коллективизма.
- Влияние церкви на общественную жизнь.
- Патриархальная семья.
Признаки:
- Основной сферой экономической деятельности является сельское хозяйство.
- Очень низкие темпы развития.
- Общество направленно в прошлое, инерционно, боится новвоведений.
- Полное поглощение личности коллективом.
- Общество направленно на удовлетворение бытовых потребностей.
2. Индустриальное общество
Индустриальное общество —определяется уровнем технического, индустриального развития.
Характерные черты индустриального общества
- Преимущественное развитие промышленности.
- Серийное машинное производство и автоматизация..
- Превращение науки в общественный институт.
- Рождение массовой культуры.
- Классовый строй.
- Предоставление прав и свобод людям.
- Формирование гражданского общества.
Признаки:
- Общество основано на машинном производстве и фабричной организации труда.
- Базовой структурой общества становится экономика.
- Основным движущим механизмом общества является стремление к экономическому росту.
- Общество стремится к удовлетворению социальных потребностей (деньги, карьера, качество жизни).
- Оно направленно на максимальную адаптацию к настоящему моменту.
- Основной способ принятия решения – эмпирическое исследование массовость.
3. Постиндустриальное общество
Постиндустриальное общество или информационное общество – современный тип общества, основывающийся на господстве информации (компьютерных технологий) в производстве. Развитие вычислительной и информационной техники.
Характерные черты постиндустриального общества:
- Развитие сферы услуг.
- Единицей товара становится информация (знания).
- Развитие информационных технологий.
- Профессиональное деление общества.
- Широкое использование компьютерных технологий.
- Глобализация экономики.
- Осуществление научно-технической революции.
- Доминирование семьи партнерского типа.
Признаки:
- Так как сельское хозяйство и промышленные продукции в таком обществе производятся больше, чем оно может употребить, более 50% населения переходит в сферу услуг.
- Главный фактор развития этого общества — теоретические знания или информация.
- Общество ориентированно на будущее и основной фактор принятия решений – моделирование и аналитические методы.
- Социальная коммуникация протекает на уровне «человек-человек», а не на уровне «человек-природа» или «человек-машина».
- Ведущая технология является умственная технология, а не ручной труд как в традиционном и не машинная технология как в индустриальном.
По степени открытости:
- Закрытое общество – характеризуется статичностью социальной структуры, ограниченной мобильностью, традиционализмом, очень медленным введение инноваций или их отсутствием, авторитарной идеологией.
- Открытое общество – характеризуется динамичной социальной структурой, высокой социальной мобильностью, способностью к инновациям, плюрализмом, отсутствием государственной идеологии.
По наличию письменности:
- Дописьменные
- Письменные (владеющие алфавитом или знаковым письмом)
По степени социального расслоения:
- Простые — догосударственные образования (нет руководителей и подчинённых)
- Сложные – несколько уровней управления, слоёв населения.
Источник: https://bingoschool.ru/blog/100/
Типы общества: традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество
Человеческие общества многообразны, и в науке существуют разные способы делить их на типы. Например, марксизм предлагает формационный подход: делит общества на первобытные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и коммунистические. Другая теория предлагает рассматривать историю человечества как процесс модернизации.
Модернизация — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к индустриальному обществу в процессе промышленной революции. В дальнейшем стали говорить о переходе индустриального к постиндустриальному обществу.
Три типа обществ отличаются друг от друга устройством экономики, политической сферы, социальной структурой, культурой и духовными ценностями.
Теория модернизации оформилась в США в середине XX века. В дальнейшем ее нередко критиковали за то, что она приравнивает развитие к «вестернизации» — прогрессу по пути западных стран — и тем самым отвергает возможные альтернативы. Современная теория модернизации признает индивидуальные особенности этого процесса в разных странах.
Ученые стали признавать не только положительные, но и отрицательные последствия модернизации: ущерб экологии, уничтожение традиционных общественных институтов, социальные конфликты. Таким образом, модернизация уже не рассматривается как линейный, неизбежный и исключительно позитивный процесс.
Традиционное общество и его признаки
Традиционное (аграрное) общество регулируется традицией и обычаями.
Экономика аграрного общества опирается на сельское хозяйство — в этой сфере занято больше половины населения. Главный фактор производства — земля. Основной производимый продукт — пища. Господствует натуральное хозяйство.
В традиционных обществах низкая социальная мобильность: социальные структуры замкнуты, людям сложно перейти из сословия в сословие.
Политические свободы в таких обществах обычно отсутствуют. Власть авторитарна, преобладают монархические формы правления.
В духовной сфере господствуют религиозные ценности, коллективизм преобладает над индивидуализмом.
Примерами традиционных обществ могут служить любые общества до начала промышленной революции: Древний Египет, средневековая Русь, Англия до XVIII века etc.
Индустриальное общество и его признаки
Индустриальное (промышленное) общество основано на машинном производстве, механическом труде.
Для индустриального общества характерны массовое производство, развитие рынка товаров и услуг. Главным фактором производства становится капитал. Основная сфера производства — промышленность, в ней занято более 50% населения.
Социальная мобильность повышается: структуры общества становятся подвижными, положение человека все чаще зависит от его личных заслуг, а не от происхождения.
Провозглашаются политические свободы и равноправие. Абсолютизм сменяется ограниченной монархией или республикой. Идет формирование гражданского общества.
На смену религиозным ценностям приходят идеалы прогресса и успеха, индивидуализма. Возникает массовая культура.
Постиндустриальное общество и его признаки
Постиндустриальное общество возникает в результате научно-технической революции, когда основой экономики становятся наука и знания. Автоматизация и компьютеризация резко повышают производительность труда.
Большая часть населения в постиндустриальном обществе занята в сфере услуг. Главным фактором производства становится информация, поэтому данный тип общества еще называют информационным обществом.
Социальная мобильность становится максимальной, а общество — более демократичным. Положение человека в нем больше определяет не капитал, а знания, умения, приносимая обществу польза — реализуется принцип меритократии.
В политике провозглашаются ценности плюрализма, гражданского общества, демократии консенсуса.
Сравнительная таблица: традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество
Критерии сравнения | Традиционное общество | Индустриальное общество | Постиндустриальное общество |
Экономическая сфера |
|
|
|
Социальная сфера | Низкая социальная мобильность.Закрытые социальные структуры — сословия | Социальная мобильность повышается.Подвижные социальные структуры — классы | Максимальная социальная мобильность. Профессиональная дифференциация |
Политическая сфера | Отсутствие политических свобод, преобладают монархические формы правления | Провозглашение политических свобод, равенства граждан перед законом, отход от абсолютной монархии | Политический плюрализм, гражданское общество, демократия консенсуса |
Духовная сфера | Религиозные ценности, коллективизм | Ценности прогресса, индивидуального успеха | Ценности индивидуализма |
Источник: https://www.anews.com/p/120223724-tipy-obshhestva-tradicionnoe-industrialnoe-i-postindustrialnoe-obshhestvo/
Аграрное общество — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Агра́рное о́бщество (аграрная экономика) — этап общественно-экономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит стоимость ресурсов, производимых в сельском хозяйстве. Формируется в результате неолитической революции. В отличие от охотничье-собирательского (доаграрного) общества люди в аграрных обществах обладают искусственными средствами увеличения выхода полезной биомассы с занимаемой ими территории, поэтому плотность населения в таких обществах многократно увеличивается, что влечет за собой радикальное усложнение их социально-политической организации.
- незначительное развитие промышленных отраслей.
Характерной чертой долгосрочной динамики аграрных обществ являются политико-демографические циклы[1].
Выделение аграрных обществ в один тип достаточно условно, так как они демонстрируют между собой значительные различия по всем основным показателям. Так, для простых аграрных обществ (классическим примером здесь могут служить папуасы Новой Гвинеи до начала их модернизации) характерно отсутствие надобщинных уровней политической интеграции, при этом именно независимые общины (размером в 200—300 чел.) оказываются основной формой политической организации; в то же самое время, для сложных аграрных обществ характерно наличие 3, 4 и более уровней надобщинной политической интеграции, а сложные аграрные политии могли контролировать территории по много миллионов кв. км., населённые десятками или даже сотнями (Цинский Китай) миллионов человек. Аграрные общества трансформируются в индустриальные в результате промышленной революции.
См. также
Библиография
- Гринин Л. Е. Производительные силы и исторический процесс. 3-е изд. М.: КомКнига, 2006.
- Коротаев, А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А. Законы истории. Математическое моделирование развития Мир-Системы. Демография, экономика, культура. 2-е изд. М.: УРСС, 2007.
- Коротаев, А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А. Законы истории. Вековые циклы и тысячелетние тренды. Демография, экономика, войны. 2-е изд. М.: УРСС, 2007.
- Малков А. С., Малинецкий Г. Г., Чернавский Д. С. Система пространственных динамических моделей аграрных обществ // История и Математика: Макроисторическая динамика общества и государства. М.: КомКнига, 2007. С. 168—181.
Примечания
Модернизация | Britannica
Модернизация в социологии — переход от традиционного сельского аграрного общества к светскому городскому индустриальному обществу.
Современное общество — индустриальное общество. Модернизация общества — это, прежде всего, его индустриализация. Исторически возникновение современного общества было неразрывно связано с появлением индустриального общества. Можно показать, что все признаки, связанные с современностью, связаны с набором изменений, которые произошли не более двух веков назад в индустриальном типе общества.Это говорит о том, что термины индустриализм и индустриальное общество подразумевают гораздо больше, чем экономические и технологические компоненты, составляющие их ядро. Индустриализм — это образ жизни, который включает глубокие экономические, социальные, политические и культурные изменения. Именно благодаря всеобъемлющей трансформации индустриализации общества становятся современными.
Модернизация — это непрерывный и открытый процесс. Исторически промежуток времени, в течение которого это происходило, должен измеряться веками, хотя есть примеры ускоренной модернизации.В любом случае модернизация не является достижением раз и навсегда. Кажется, в самой современной ткани общества заложен динамический принцип, который не позволяет им селиться или достичь равновесия. Их развитие всегда нерегулярно и неравномерно. Каким бы ни был уровень развития, всегда есть «отсталые» регионы и «периферийные» группы. Это постоянный источник напряжения и конфликтов в современных обществах. Такое условие не ограничивается внутренним развитием отдельных государств.Это можно увидеть в глобальном масштабе, поскольку модернизация простирается от ее первоначальной западной базы, чтобы охватить весь мир. Существование неравномерно и неравномерно развитых наций вносит фундаментальный элемент нестабильности в мировую систему государств.
Модернизация состоит из двух основных этапов. До определенного момента в своем курсе он несет вместе с собой институты и ценности общества, что обычно считается прогрессивным, восходящим движением. Первоначальное сопротивление модернизации может быть резким и продолжительным, но в целом оно обречено на провал.Однако после какого-то момента модернизация начинает порождать недовольство во все большем масштабе. Отчасти это связано с растущими ожиданиями, вызванными ранними успехами и динамизмом современного общества. Группы, как правило, предъявляют растущие требования к сообществу, и эти требования становятся все труднее удовлетворить. Более серьезно, модернизация на усиленном уровне и в мировом масштабе приносит новые социальные и материальные напряжения, которые могут угрожать самому росту и расширению, на котором основано современное общество.На этом втором этапе современные общества сталкиваются с множеством новых проблем, решение которых часто выходит за рамки компетенции традиционного национального государства. В то же время в мире по-прежнему доминирует система именно таких суверенных национальных государств с неодинаковыми силами и конфликтующими интересами.
Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской. Подпишитесь сегодняТем не менее, вызов и ответ являются сущностью современного общества. При рассмотрении его характера и развития, по крайней мере, изначально выделяются не столько трудности и опасности, сколько выдающийся успех, с которым современное общество справилось с самой глубокой и далеко идущей революцией в истории человечества.
В этой статье рассматриваются процессы модернизации и индустриализации с очень общей и прежде всего социологической точки зрения. Следует также помнить, что это происходит с позиции, описанной в самих процессах. Явления индустриализации и модернизации, которые, как считается, начались около двух веков назад, и которые не были значительно позже определены как отдельные и новые концепции, еще не достигли какого-либо заметного закрытия. Конец истории, если таковой имеется, таким образом, не предвидится, и вопрос окончательного суждения о природе и значении этого обширного исторического движения не может быть решен.
Становление современным
революция современности
Если представить всю социальную эволюцию человека, нанесенную на карту на 12-часовых часах, то современная индустриальная эпоха представляет последние пять минут, не более. В течение более полумиллиона лет маленькие группы людей, которые, как мы можем согласиться, были людьми, бродили по земле как охотники и собиратели. С помощью простых каменных орудий и социального порядка, основанного на родственных связях, они успешно оберегали человеческий род от хищников и стихийных бедствий.Наблюдая за современными австралийскими аборигенами, санами (бушменами) на юге Африки, эскимосами, негритосами в Малайзии и на Филиппинах и группами пигмеев в Африке, можно взглянуть на социальную жизнь периода палеолита (старый каменный век) — самый старый и самый устойчивый тип человеческого общества.
Около 10000 лет до н.э. некоторые из этих охотников и собирателей занялись земледелием и домашними животными. Именно этот процесс несколько ошибочно называют неолитической революцией, подразумевая, что новые каменные орудия были корнем этого огромного изменения.В настоящее время общепризнанно, что новая технология не была основным фактором. Тем не менее то, что произошло, было, несомненно, революцией. Мобильные группы стали оседлыми сельскими сообществами. Развитие плуга подняло продуктивность земли в тысячу раз, и в результате население планеты значительно увеличилось. Что еще более важно, скотоводство и сельское хозяйство впервые создали избыток продовольствия. Это позволило некоторым членам населения отказаться от средств к существованию и стать ремесленниками, торговцами, священниками и бюрократами.Это разделение труда имело место в недавно сконцентрированной физической среде. В 4-м тысячелетии до нашей эры возникли города, а вместе с ними торговля, рынки, правительство, законы и армии.
Технологии и социальная организация неолитической революции оставались основой всей цивилизации до прихода индустриализма. С удивительно небольшим количеством дополнений — изобретение стремени было важным — то, что служило древней Месопотамии, а древний Египет третьего и второго тысячелетия до н.э. служило основой всех государств и империй древнего мира, от Китая и Индии до Греции и Рим.И он в равной степени служил европейскому средневековью, которое в некоторых отношениях, особенно в области технологий, фактически отступило от достижений древнего мира. Только в 17-м и 18-м веках в Европе человечество сделало еще один скачок, сопоставимый с неолитической революцией.
Именно на этом очень медленно эволюционном фоне должна быть видна революция, которая лежит в основе современности. Это один из двух квантовых скачков, которые произошла в результате социальной эволюции человека со времен первичной охоты и собирательства в начале года Homo sapiens .Неолитическая или сельскохозяйственная революция породила, как ни парадоксально, городскую цивилизацию; Промышленная революция подняла человечество на новый уровень технологического развития, который значительно расширил возможности для преобразования материальной среды. По своей скорости и масштабам изменения, вызванные промышленной революцией, действительно оказали большее влияние на человеческую жизнь, чем неолитическая революция. Неолитическая цивилизация оставалась повсюду ограниченной резко технической и экономической базой; индустриальная цивилизация не знает таких границ.Тем не менее, понимание аграрного общества является существенным для анализа индустриального общества, поскольку оно в значительной степени благодаря контрасту с его аграрным прошлым выделяется современным обществом. Смысл современного должен быть найден как в том, что он отвергает, так и в том, к чему он стремится.
,Аграрное против Промышленного — Фонд Accokeek
Холли Эллиоттом
Поскольку мое ученичество в Accokeek подходит к концу, я много размышлял о ценности связи с конкретным местом. Читая Уэнделла Берри на днях, это поразило меня:
Если идеалы и цели молодых людей утратили энергию, то это потому, что у них нет стабильности приверженности одному месту и одной общине. Я думаю, что они настроены дрейфовать, пока не найдут подходящее сообщество.Но ни одно сообщество не подходит. С ними все в порядке.
То, что, возможно, большая часть моего дискомфорта может быть исправлена путем совершения в определенном месте, является радикальным. Я думал, что буду использовать этот форум, чтобы поговорить об аграрном (земельном) против индустриального общества, потому что эта разница между индустриализмом и аграризмом теперь определяет самое фундаментальное человеческое различие. Он разделяет не только две почти противоположные концепции сельского хозяйства и землепользования, но и два почти противоположных способа понимания наших собратьев, нашего мира и нас самих.
————————————–
Аграрное общество — это общество, которое зависит от сельского хозяйства как своего основного средства поддержки и поддержки. Богатство приходит с земли. Этот тип общества признает другие средства к существованию и рабочие привычки, но подчеркивает важность сельского хозяйства и сельского хозяйства. Аграрные ценности рассматривают сельское общество как превосходящее городское общество, независимого фермера — превосходство над оплачиваемым работником, и рассматривают фермерство как образ жизни, который может формировать идеальные социальные ценности. Аграрная модель была наиболее распространенной формой социально-экономической организации для большей части истории человечества.
Затем наступила промышленная революция. Индустриальное общество — это общество, движимое использованием технологий для массового производства, поддерживающее большое население с высокой способностью к разделению труда. Индустриальное общество характеризуется использованием внешних источников энергии, таких как ископаемое топливо, для увеличения темпов и масштабов производства. Производство продуктов питания переносится на крупные коммерческие фермы, где продукты промышленности, такие как зерноуборочные комбайны и удобрения на основе ископаемого топлива, используются для сокращения необходимого человеческого труда при одновременном увеличении производства.Больше не нужны для производства продуктов питания, избыточный труд перемещается на фабрики, где механизация используется для дальнейшего повышения эффективности. По мере роста населения и совершенствования механизации, часто до уровня автоматизации, многие работники переходят на расширение сферы услуг. Ценность смещается с земли на возможность покупки товаров. Индустриальное общество порождает потребительство, где специализация и урбанизация считаются желательными, отчасти для того, чтобы рабочие были ближе к центрам производства.Индустриальное общество предоставляет труд тем, кто получает от него финансовую выгоду. Возможность покупать товары определяет ценность в индустриальном обществе.
Индустриализм предписывает экономику, не связанную с землей, и экономику, которая не имеет места и вытесняет. То есть это не отличает одно место от другого. Он применяет свои методы и технологии без разбора по всему миру. Таким образом, продолжается экономика колониализма. Переход колониальной власти от европейской монархии к глобальной корпорации, возможно, является доминирующей темой современной истории.Все это было одной и той же историей о захвате эксплуататорской экономической мощи в руки нескольких людей, чуждых местам и людям, которых они эксплуатируют. Такая экономика неизбежно разрушит адаптированные к местным условиям аграрные экономики повсюду.
Напротив, все, что происходит на аграрной ферме, определяется или обусловлено пониманием того, что земли так много, столько воды в цистерне, так много сена в сарае, так много дров в сарае, так много еды в подвале или морозильнике столько сил в спине и руках — и не более.Именно такое понимание стимулирует бережливость, сплоченность семьи, добрососедство и местную экономику. В принятых пределах они становятся необходимостью. Аграрное чувство изобилия проистекает из опытной возможности бережливости и обновления в определенных пределах.
Это как раз противоположная промышленная идея о том, что изобилие происходит из-за нарушения ограничений: личной мобильностью, добывающим оборудованием, междугородним транспортом и научными или технологическими достижениями.Если мы воспользуемся хорошими возможностями в этом месте, мы импортируем товары из какого-то другого места, или мы пойдем в другое место. Если природа высвобождает свое богатство слишком медленно, мы примем его силой. В индустриальном обществе, если мы сделаем мир слишком ядовитым для пчел, некоторые специализированные корпорации будут изобретать крошечных роботов, которые будут летать вокруг опыления цветов и изготовления меда. Это рассматривает сельское и лесное хозяйство как формы добычи; она не может использовать землю, не злоупотребляя ею.
В промышленном мышлении также есть презрение к чему-то маленькому, сельскому или естественному, что выражается в презрении к нецентрализованным экономическим системам, к любому виду местной самообеспеченности продовольствием или другим необходимым.Промышленное «решение» для таких систем заключается в увеличении масштабов работы и торговли. Он приносит Большие Идеи, Большие Деньги и Большие Технологии в небольшие сельские сообщества, экономики и экосистемы — привнесенная промышленность и эксперты неизменно чужды и презрительны по отношению к местам, в которые они попадают
. В результате возникают проблемы исправляемые в малом масштабе заменяются крупномасштабными задачами, для которых нет крупномасштабных исправлений.
Между тем, крупное предприятие уменьшило или уничтожило возможность небольших исправлений.
Какой выход из этого затруднительного положения? Как насчет продвижения старого идеала личной независимости. Не та независимость, которая заставляет людей действовать независимо от других людей или заставляет их предполагать, что они могут обходиться без других людей. Тип независимости, при которой человек обеспечивает некоторые из его или ее собственных потребностей и который позволяет ему или ей делать то, что он или она считает правильным, без одобрения культуры потребления. Мы говорим о типе независимости, которая приходит через связь с землей и местом.Возможно, именно поэтому Томас Джефферсон выступал за то, чтобы удерживать как можно больше людей на земле. Он думал, что держать людей «на суше», независимыми в том смысле, в каком их может сделать владение землей и заботиться о ней, было лучшим для нашего мира.
Итак, каждый должен владеть землей, чтобы быть уполномоченным и независимым? Как это будет работать? Вот простое решение: не думайте, что посадка обязательно означает владение землей. Это определенно означает быть связанным с домашним ландшафтом, из которого можно жить взаимодействием местной экономики (и без рутинного вмешательства правительств, корпораций или благотворительных организаций), но не нужно быть владельцем, чтобы совершенствоваться связь, не так ли? Подключение к земле без владения ею уязвимо, но не невозможно.
Аграрное население среди нас растет, и оно ни в коем случае не состоит из одних фермеров и некоторых сельских жителей. Сюда входят городские садоводы, городские потребители, которые покупают продукты питания у местных фермеров, потребители, которые стали сомневаться в здоровье, надежности и надежности корпоративной продовольственной системы — люди, другими словами, которые понимают ценность связи с земля и место. В дальнейшем, пусть все мы, кто придерживается аграрных идеалов, но не имеют прав на землю, будут иметь веру в то, чтобы культивировать связь с конкретным местом и самим «приземлиться» независимо от того, кому что принадлежит.Jai-хо!
Нажмите здесь для получения дополнительной информации о полях
,Что такое аграрное общество?
Эндрю Мваники 10 октября 2017 года в среде
Аграрное (или фермерское) общество зависит от производства продуктов питания с использованием плугов и домашних животных. Общество может признать различные методы для бизнеса или средства к существованию, но они разделяют акцент на значении сельского хозяйства и выращивания. Аграрные общины существовали в разных частях света еще в 10000 лет назад и продолжай выживать сегодня.Они были наиболее широко общепризнанный тип социально-экономической структуры для более значительной части Записанная история.
Как аграрные общества дополняют свои средства к существованию?
Аграрии часто пополняют свои финансовые средства путем создания и продажи высококачественных предметов, товаров и Сервисы.Хотя аграрные общества имел достаточно средств, чтобы стабилизировать свои денежные доходы посредством обучения и развитие навыков, акцент был сделан только на сельском хозяйстве.
Восстание аграрных обществ
Аграрные общества восстали из традиционных человеческих обществ сообществ охотников-собирателей.Эта особенная трансформация была вызвана различными социальными и экологическими факторами, которые требовали постоянного заселения и интенсивного использования имеющихся природных ресурсов. Сегодня аграрные общества находятся на грани модернизации и городских поселений.
Революция неолита, которая является переходом от охотников-собирателей к аграрным обществам, представляет собой период, когда человеческая цивилизация избрала более оседлый образ жизни.Неолитическая революция произошла во многих местах по всему миру в различные промежутки времени, самые ранние из которых были зарегистрированы между 10 000 и 8 000 лет до н.э. в регионе Плодородного Полумесяца. Причины этого перехода пока неясны, хотя многие теории предполагают, что изменение климата и социальное давление являются основными катализаторами этих изменений.
Что такое основной способ производства в аграрных обществах?
Создание плуга около 6000 лет назад было настолько знаменательным событием, что его часто называют «сельскохозяйственной революцией».«Плуг значительно повышает плодородие земли — он раскапывает поверхностные добавки, которые утонули далеко от корней растений, и возвращает сорняки в почву, чтобы стать навозом. Земля очищена от всей растительности и застроена с использованием плуга и животных, используемых для вывоза плуга. Поля интенсивно обрабатываются навозом. Одну и ту же землю можно обрабатывать последовательно, что делает возможным постоянное поселение. Использование животной энергии, чтобы тянуть плуг, делает одного агронома значительно более прибыльным, чем несколько садоводов.
Впоследствии широкие поля заменяют небольшие по размеру сады, увеличивается производство продуктов питания, и на будущее можно хранить щедрый излишек.Фермеры работают значительно тяжелее, чем люди из прошлых обществ, что объясняет, почему продовольственная безопасность повышается.
Основные характеристики аграрных обществ
Одной из торговых марок, которая отличает аграрные общества от роющихся и охотничьих, является седентизм.Седентизм относится к постоянному поселению на месте. Ранние человеческие цивилизации были собирателями, охотниками и скотоводами, которые бродили по огромным участкам земли в поисках средств к существованию из лесов и пастбищ. Наоборот, аграрные общества поселились на постоянном месте. Они решили поселиться и обрабатывать землю, чтобы выращивать урожай.
Этот тип сельского хозяйства позволяет развивать более сложные социальные структуры, поскольку у большинства членов сообщества достаточно еды и времени, в отличие от охотников-собирателей, которые проводят большую часть своего времени в поисках пищи в одиночку.Имея достаточно времени, люди могут специализироваться на разных навыках, в то время как небольшое количество людей сосредоточено на производстве продуктов питания. Аграрное общество привело к концепции собственности на землю, когда землевладельцы рассматривали землю как основу богатства и престижа в обществе. В результате социальные структуры стали более жесткими и сложными одновременно. Социальные классы возникли из собственности на землю. Те, кто владел землей, были более высокого класса, чем те, кто не имел.
Аграрные общества привели к созданию самых первых политических институтов с формализованными политическими администрациями, которые разработали правовые системы и экономические институты.Это неизбежно привело к приобретению богатства, поскольку торговля между членами общества стала более сложной. Деньги стали средством обмена, и в результате были введены бухгалтерский учет, налогообложение, учет и регулирование. Эффект от избыточного производства продуктов питания дал членам общества время для изучения, помимо основной потребности в средствах к существованию. Появление искусства и развлекательных мероприятий было вызвано этим. В конечном итоге произошел всплеск населения, что заставило аграрные общества сосредоточиться на городских поселениях.Урбанизация привела к расширению торговли и проникновению культуры в несметное число сельскохозяйственных городов.
вызовов, стоящих перед аграрными обществами
Аграрное общество полностью зависит от нескольких видов сельскохозяйственных культур, в отличие от бесчисленного количества растений, из которых могли выбирать предыдущие цивилизации охотников-собирателей.Из-за ограниченных возможностей для растений, они могут пострадать от суровой погоды или природной катастрофы, которая влияет на растения. Климат, не благоприятный для определенных типов культур, может привести к низкой урожайности. Перспектива наводнений или засухи является серьезной угрозой для производства посевных культур. Ранее многие аграрные общества голодали из-за непредсказуемых погодных условий, которые приводили к потере урожая.
Аграрное общество не имеет доступа к продовольствию круглый год.Немногие времена сбора урожая в году должны обеспечивать достаточно на весь год или до следующего урожая. Кроме того, неблагоприятные погодные условия могут затруднить сбор урожая, и весь урожай за сезон может быть потерян.
Растениеводство требует больших трудозатрат, чтобы получить небывалый урожай. Это приводит к высокой физической нагрузке как для людей, так и для животных, которые должны регулярно обрабатывать и поддерживать землю от посева, вспашки и сбора урожая.Несмотря на высокий вклад, посевы могут быть поражены вредителями и насекомыми, которые могут значительно снизить урожай или полностью потерять урожай после месяцев тяжелой работы.
Современное Аграрное Общество
Несмотря на то, что индустриализация значительно расширилась за последние два столетия, многие люди по всему миру живут в сельском хозяйстве.Сельскохозяйственные общины занимают видное место в Латинской Америке, Африке, Южной и Восточной Азии, на Ближнем Востоке, а также в некоторых частях Южной и Восточной Европы. Однако это общество не является исключительно аграрным и содержит элементы производственной практики. С помощью современных технологий сельское хозяйство становится все более индустриализированным, имея меньше фермеров и больше сельскохозяйственной продукции.
,Одним из определяющих вопросов перехода от аграрного к индустриальному обществу является роль, которую играет урбанизация в создании индустриальной современности. Подход к этому вопросу, вытекающий из «городской истории», состоит из интенсивных исследований конкретных случаев, ориентированных на конкретные городские места. Второй подход, вдохновленный традициями в географии, демографии. и планирование. основное внимание уделяется системам городов и роли таких систем в продвижении и отражении процесса экономического развития.Практики такого подхода настаивают на том, что городская история должна быть историей урбанизации, которая выходит за рамки опыта отдельных городских сообществ. Это эссе представляет собой сравнение и критику моделей, разработанных теоретиками из этой второй группы. Сравнение фокусируется на том, как четыре широкие темы — торговля, производство, население. и государственное строительство — функционируют как главные движущие силы урбанизации и модернизации экономики. Результаты этого сравнения показывают, что перемещения населения играют решающую роль в развитии городов и переходе к индустриальной современности, но эти перемещения населения лучше всего понимаются в связи с воздействием моделей торговли.производственная деятельность. и государственное строительство.
Основное содержаниеСкачать PDF для ViewView Larger
Больше информации Меньше информации
близко
Введите пароль, чтобы открыть этот файл PDF:
Отмена хорошо
Подготовка документа к печати…
Отмена
,